По прилагаемым перечням студентов и экзаменов создать две таблицы, связать их и с помощью указанных таблиц составить список студентов, сдающих по каждой дисциплине зачёт или экзамен. Этот список оформить в виде отчёта.
1.
Откройте СУБД, которую предполагаете использовать: MSC©ACCESS 2010 или LibreOfficeBase.
После вызова данной программы должно высветиться окно, в котором Вы присвоите
имя новой базе. Создайте структуры для будущих таблиц
Таблица «Студенты4». Поля «фамилия», «имя», «отчество», «курс»,
«отделение», «группа»,все текстовые, длина поля «фамилия»
20 символов, длина остальных полей 1 символ.
Таблица «Экзамены». Поля «предмет», «курс», «отделение», «испытаниевсе
текстовые, длина поля «предмет» 20 символов, длина остальных полей 1 символ.
Далее
Вам предстоит заполнить несколько таблиц текстовой информацией. Для облегчения
труда по вводу данных в объёмную таблицу «Студенты4» предлагается
создать форму . Для этого выбираем опцию «Создать» главного меню
программы и в её подпунктах находим по своему вкусу предпочтительный
вариант формы. Сохраните форму с произвольным именем как объект базы и закройте
её. Убедитесь, что помимо таблиц появилось условное обозначение формы ввода.
Теперь откройте форму и начинайте вводить нижерасположенную таблицу (Рис.4-1).
Заполните таблицу «Студенты4» содержимым:
Фамилия |
Имя |
Отчество |
Курс |
Отделение |
Группа |
Фамилия |
Имя |
Отчество |
Курс |
Отделение |
Группа |
Гоголь |
Н |
В |
2 |
1 |
1 |
Блок |
А |
А |
3 |
0 |
2 |
Крылов |
И |
А |
1 |
0 |
2 |
Гиппиус |
З |
Н |
3 |
0 |
2 |
Толстой |
А |
К |
2 |
1 |
1 |
Некрасов |
Н |
А |
2 |
0 |
1 |
Толстой |
А |
Н |
3 |
1 |
2 |
Ломоносов |
М |
В |
1 |
0 |
1 |
Толстой |
Л |
Н |
2 |
1 |
1 |
Булгаков |
М |
А |
3 |
1 |
2 |
Чехов |
А |
П |
2 |
1 |
2 |
Пушкин |
А |
С |
1 |
1 |
2 |
Куприн |
А |
И |
3 |
0 |
1 |
Тургенев |
И |
С |
2 |
1 |
2 |
Горький |
А |
М |
3 |
1 |
1 |
Лермонтов |
М |
Ю |
1 |
0 |
2 |
Маяковский |
В |
В |
3 |
0 |
1 |
Белинский |
В |
Г |
2 |
1 |
2 |
Есенин |
С |
А |
3 |
1 |
2 |
Маршак |
С |
Я |
3 |
0 |
2 |
Эренбург |
И |
Г |
3 |
1 |
1 |
Хармс |
Д |
И |
3 |
0 |
1 |
Замятин |
Е |
И |
3 |
1 |
2 |
Аверченко |
А |
Т |
3 |
1 |
1 |
Бабель |
И |
Э |
3 |
1 |
1 |
Бродский |
И |
А |
3 |
0 |
2 |
Герцен |
А |
И |
2 |
0 |
2 |
Довлатов |
С |
Д |
3 |
1 |
2 |
Цветаева |
М |
И |
3 |
0 |
2 |
Толстая |
Т |
Н |
3 |
1 |
2 |
Ахматова |
А |
А |
3 |
0 |
1 |
Улицкая |
Л |
Е |
3 |
1 |
2 |
Примечание:
заполнив форму данными, сохраните её и закройте. Открыв таблицу «Студенты4», убедитесь в том,
что Ваша информация скопирована в указанную
таблицу.
Теперь предстоит занести данные в таблицу «Экзамены»;
здесь данных немного, поэтому создавать специально форму не нужно.
При заполнении обратите внимание
на условные обозначения: в поле
«испытание» значение «0» соответствует зачёту, а значение «1» — экзамену.
Заполните таблицу «Экзамены» содержимым:
курс |
отделение |
испытание |
|
история |
1 |
1 |
1 |
история |
1 |
0 |
0 |
латынь |
1 |
0 |
1 |
латынь |
1 |
1 |
1 |
фармацевтика |
1 |
0 |
1 |
фармацевтика |
1 |
1 |
1 |
фармацевтика |
2 |
1 |
1 |
анатомия |
1 |
1 |
1 |
анатомия |
1 |
0 |
0 |
анатомия |
2 |
0 |
1 |
хирургия |
2 |
1 |
1 |
хирургия |
2 |
0 |
1 |
хирургия |
3 |
0 |
1 |
терапия |
2 |
0 |
1 |
терапия |
2 |
1 |
1 |
терапия |
3 |
1 |
1 |
2.Создайте запрос «Итог», включив в него обе указанные таблицы: на иллюстрации таблицы условно показаны прямоугольниками с названиями соответствующих столбцов – полей. Постройте внутри запроса связь между таблицами, протянув линии между родственными полями: для этого надо навести мышь на одно из одноимённых полей первой таблицы «Студенты4», нажать левую клавишу мыши и, не отпуская, протянуть мышь до соответствующего поля второй таблицы «Экзамены». Здесь показан результат построения связи на примере поля «курс» (Рис.4-2).
3. Связав в запросе таблицы через их родственные поля «курс» и «отделение»перейдите к заданию собственно запрашиваемых сведений. Для решения задачи потребуются все данные из обеих таблиц, однако вследствие установления связи между таблицами отпадает потребность в дублировании повторяющихся полей. Таким образом, включаем в запрос «Итог» следующие поля:«предмет», «курс», «отделение», «фамилия», «имя», «отчество», «группа» и «испытание» и сохраняем данный запрос (Рис.4-3).
4. Откройте
теперь конструктор запроса «Итог» в режиме SQL. В строке читаем (Рис.4-4),
что в данном запросе приравнены поля разных таблиц:
«Экзамены».«курс» =
«Студенты».«курс» ,
«Экзамены».«отделение» = «Студенты».«отделение»
5.Откройте результат, полученный запросом «Итог»и присмотритесь, есть ли закономерности в сгруппированных данных(Рис.4-5). Попробуйте в качестве упражнения отсортировать записи по полю «предмет» или по полю «фамилия». Удобно ли пользоваться таким представлением данных?
6.Приступим
к завершающей части лабораторной работы – к составлению отчёта.
В
левой части окна (Рис.4-6) щёлкните мышью на условное обозначения объекта
запроса «Итог» и вызовите
встроенный мастер отчётов. В появившемся окне задайте для вывода все
поля. Задайте уровни группировки:пусть это будут поля «предмет» и «испытание». Далее потребуйте
сортировку: пусть записи сортируются по
полю «фамилия» и затем по «имя», и по «отчество». Выберите по своему вкусу
предпочтительный макет отчёта, задайте ему имя «Рапорт». Сохраните отчёт и обратите
внимание на условные значки в левой части окна: среди объектов базы данных
появился новый объект- отчёт«Рапорт».
При необходимости исправления формата отчёта – например
изменения ширины столбцов данных, воспользуйтесь режимом макета, который
доступен через контекстное меню, вызываемое щелчком правой клавиши мыши при её наведении
на условное обозначение объекта «Рапорт».