Лабораторная работа №1

Краткая справка

Как известно, реляционные базы данных (РБД) хранят информацию  в таблицах в виде записей (строк). Каждая таблица имеет определённое число столбцов, называемых полями РБД. При проектировании будущей таблицы нужно однозначно задать структуру БД, т.е.

a.                       число полей,

b.                      наименование и тип каждого поля

c.                       размер  -  в частности, это число символов для текстовых полей  и

              число разрядов  для числовых полей

В каждой из записей проектируемой таблицы могут быть данные разного типа: текст, выражения «да»/«нет», числа, и т.п., однако все они должны быть разнесены таким образом, чтобы соблюдалось правило однотипности данных в одном поле (столбце).    Порядковый номер записи фиксирован в служебном ключевом поле «счётчик», а контроль за корректностью вносимых данных, а также удобство работы с РБД — начиная с создания структуры и далее заполнение будущих таблиц данными, составление запроса на выборку нужных данных и их вывод обеспечивает программная оболочка, именуемая СУБД — система управления базами данных.

Цель работы

Целью работы является получение начальных  навыков в операциях c СУБД, по заданию структуры РБД, заполнением таблиц и составлением простых запросов.  Для этого во время выполнения задания Вам предстоит сформулировать и задать характеристики полей  будущей таблицы, ввести требуемые данные в таблицу и создать простой запрос.на выборку.

Постановка задачи

Требуется создать РБД, в неё внести таблицу студентов, получивших оценки  во время сессии и сделать 2 выборки: в первую выборку надо включить тех, кто не получил «2», а во второй выборке должны быть только те, кто сдал на «4» и «5».

Развёрнутое содержание работы

В зависимости от того, с какими базами собираетесь работать —  с ACCESS 2010 иди с LibreOffice Base, откройте соответствующую программу, создайте новую базу данных в каталоге «Документы» и сохраните её, назвав своими фамилией и группой (например «Славина223»)..


 

1.      С помощью инструмента СУБД «Конструктор таблиц» или «Мастер таблиц» создайте структуру в базе, задав поля

                 

Имя поля

Тип  поля

Число символов

Число разрядов

фамилия

текст

20

 

имя

текст

15

 

отчество

текст

15

 

группа

текст

3

 

предмет1

число

 

1

предмет2

число

 

1

предмет2

число

 

1

Сохраните структуру будущей таблицы (с помощью кнопки на панели инструментов или меню или   Ctrl-S) , назвав её  «Студенты» (Рис.1-1).

2.      На вопрос, создавать ли ключевое поле типа счётчик, ответьте «Да».

Теперь, когда структура РБД создана, Вы видите условное обозначение таблицы «Студенты» с наименованиями полей на рабочем столе программы СУБД;  щёлкните данное изображение мышью и начните список (Рис.1-2).

3.      Заполните таблицу, записав в нее 10 записей.  Фамилии произвольные, имена и отчества можно записать одной литерой (например, имя А, отчество Е). Номера групп (ровно 3 символа), наименование предметов, оценки (от 2 до 5) на Ваш вкус.

Внимание: в LibreOffice Base значение счётчика в каждой записи приходится  заносить самим,  а в ACCESS 2010  программа это делает автоматически.

Сохраните и закройте таблицу.

Внимание: если почему-либо надо УДАЛИТЬ неудачную таблицу, то сперва её надо закрыть; для удаления закрытой таблицы надо навести указатель мыши на иконку этой таблицы и вызвать контекстное меню (Рис.1-3).

 

4.      Создайте запрос, показывающий студентов, сдавших сессию (без завалов). Для этого:

a.       В окне базы данных выберите вкладку Создание нажмите кнопку Конструктор запросов (Рис.1-4a).

b.      В возникшем вспомогательном окне подтвердите добавление созданной Вами таблицы (Добавить) (Рис.1-4b).

c.       В первую строку окна с ярлыком «Запрос1» последовательно вводите наименования всех полей, кроме «Кода» (при щёлкании мышью первой строки каждого столбца появляется столбец для выбора требуемого наименования).  Вы формируете новый объект – запрос, в котором должны указать выводимые поля,  в данном случае почти совпадающие с полями таблицы «Студенты». Результат работы запроса - своеобразная таблица, содержимое которой в первую очередь определяется содержимым исходной таблицы, но также зависит от некоторого задаваемого нами правила фильтрации исходного набора записей. Зададим это правило вводом в столбцах соответствующих предметам  на одной горизонтали условия отбора >2, выберем полный вывод на экран и сохраним запрос с помощью кнопки на панели инструментов или меню или Ctrl-S.  Назовите данный запрос  «Студенты без завалов». Закройте окно запроса. В левой части окна должны быть знакомое изображение таблицы «Студенты» и новая пиктограмма – условное обозначение созданного запроса «Студенты без завалов». Щёлкните мышью изображение запроса и запустите этим запрос – на экране должны высветиться данные лишь успевающих студентов. (Рис.1-4c).

5.      Создайте новый запрос, изменив условие запроса на выборку сдавших сессию на «4» и  «5». Каким в этом случае будет математическое выражение для условия отбора?  (Рис.1-5).

Сохраните базу данных Ctrl-S, она Вам потребуется в следующей работе.